РУ БЕ EN

Советы учителей-дефектологов

Рекомендации логопеда

Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффективно и доходчиво изложить свои мысли.

Хорошее владение родным языком, речью - это искусство, которому надо учиться. И чем раньше начать овладевать им, тем больше результатов можно достигнуть.
Для чего необходимо развивать устную речь, начиная с раннего возраста? Для того, чтобы:

  • уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях;
  • всегда точно выражать свои мысли и чувства, чтобы вас легко было понять;
  • говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.

В процессе развития речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. И, конечно, ему хочется, чтобы его понимали. Однако часто бывает так, что речь ребенка 6-7 лет бедна и непонятна. Довольно часто дети испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже несмотря на достаточный словарный запас и нормальное произношение большинство детей не умеют правильно говорить. Им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе. Формирование связной речи развитие умения содержательно и логично строить высказывания, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений) является главной задачей. Для этого надо учить ребенка:

  • выражать свое отношение к происходящему в различных жизненных ситуациях;
  • составлять сюжетные рассказы по картинкам и предложенным темам;
  • пересказывать тексты от имени персонажей;
  • придумывать продолжения рассказов;
  • делиться впечатлениями об окружающем мире.

Кроме того, знакомьте детей с народным творчеством, с произведениями русских писателей (пословицами, поговорками, загадками, рассказами и т.д.) Это дает толчок развитию детской фантазии, творчеству, пробуждает познавательную активность, яркую индивидуальность.

Если это специальные занятия, то эмоциональные, приносящие удовольствие ребенку, не должны превышать 30 минут. Обращайте внимание на посадку ребенка, на то, как правильно он держит карандаш при зарисовке, меняйте деятельность, чтобы не было усталости.

свернуть

Если ребёнок гиперактивный

Проблема гиперактивности стара как мир, однако серьезные научные исследования в этой области начались совсем недавно.

  • Какое содержание вкладывается в это понятие?
  • Какие поведенческие проявления стоят за этим феноменом?
  • Как отличить данный феномен от других, схожих?
  • Каковы его причины?
  • Что делать с гиперактивными детьми?

Долгое время повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считалась естественной возрастной особенностью. Педагоги писали о «буйном нраве» и дикой резвости ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание рассматривалось как привитие ребенку дисциплины. Если результата не достигалось, то причины виделись либо в индивидуальных особенностях характера, либо в недостаточно строгом воспитании.
Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно рассмотреть этот вопрос. Исследования в данной области привели ученых к выводу, что причиной нарушения поведения является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе (ЦНС). Причинами могут быть нарушения при внутриутробном развитии, родовые травмы, асфиксии новорожденных, токсикозы, инфекционные заболевания у матери, заболевания в течение первых лет жизни ребенка и т.д.
Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость и двигательная расторможенность. Гипердинамический ребенок импульсивен. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссориться со сверстниками и тут же мириться. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем. Именно на второй составляющей гипердинамического синдрома – отвлекаемости – сосредоточили внимание зарубежные психологи. Ими был выделен особый синдром – дефицит внимания с гиперактивностью.
Основными диагностическими проявлениями СДВГ являются следующие:
Невнимательность

  1. Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в заданиях.
  2. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий во время игр.
  3. Часто складывается впечатления, что не слушает обращенную к нему речь.
  4. Не может придерживаться инструкций и справиться до конца с выполнением заданий, обязанностей (что не связано с протестным поведением, неспособностью понять задания).
  5. Не любит заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  6. Теряет вещи.
  7. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  8. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

  1. Hаблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места во время занятий.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится.
  4. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  5. Нередко бывает болтливым.
  6. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  7. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры).

Для определения у ребенка данного синдрома необходимо наличие не менее шести и даже больше вышеописанных симптомов по каждому из выделенных синдромов (гиперактивность и невнимательность). Они должны присутствовать у ребенка на протяжении не менее полугода и быть достаточно выражены.
Нарушения в поведении гиперактивных детей влияет не только на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: не могут играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источниками постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Это в свою очередь приводит к психической неустойчивости, обидчивости, неадекватной самооценке, может сопровождаться изменением влечений, стремлением к бродяжничеству, проявлением агрессивности.
В семье гиперактивные дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учебу которых ставят им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынуждает их прибегать к частым, нерезультативным наказаниям. Отмечаются деструктивное поведение, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Первые проявления гипердинамического синдрома можно заметить уже в младенчестве, но пик проявлений выпадает на 6-7 лет. В благоприятных случаях при адекватной системе обучения, воспитания и коррекции, к подростковому возрасту имевшиеся симптомы сглаживаются.
Гипердинамический синдром следует отличать от схожих по проявлению феноменов, таких, как неврозы и невротические реакции, индивидуальные особенности темперамента и т.д.
Бездействовать при гипердинамическом синдроме нецелесообразно, потому что кроме вышеперечисленных основных проявлений гиперактивности у ребенка могут развиться и вторичные: наличие проблем, связанных с успеваемостью, заниженная самооценка, плохая адаптация в группе сверстников. Важнейшее условие успеха – понимание родителей того, что проблемы ребенка не являются вымышленными. Родителям необходимо пересмотреть свои воспитательные подходы и научиться правильно реагировать на поведение ребенка, держать себя в руках, не раздражаясь, но и не позволяя ребенку делать все, что ему захочется.

Порассуждайте

  1. В поликлинике на приеме мама с сыном. Сначала беседа происходит только с мамой, сына в комнате нет. «Я никогда не мечтала об абсолютно послушном ребенке, к тому же мальчик должен быть живым, иногда шаловливым…», - говорит мама, еле сдерживая слезы.- Не знаю как мне быть дальше. У меня просто не хватает сил». Мама характеризует сына как чрезвычайно подвижного, непоседу, непослушного, у них постоянно возникают конфликты. Мама после этого переживает, долгое время не может придти в себя, а у сына все «как с гуся вода»…
    Какова, по вашему мнению, причина такого поведения?
    Что можно посоветовать маме мальчика?
  2. У психолога девочка 7 лет. Родители пришли на консультацию из-за плохой учебы. Учитель ставит вопрос об оставлении девочки на второй год. Родители рассказывают о своем ребенке «как о чрезвычайно неорганизованном и хаотичном». Девочка постоянно забывает или теряет учебники, рукавички и др. предметы. После школьных занятий ее очень трудно усадить за выполнение домашнего задания.
    В чем причина плохой успеваемости девочки?
    Нужно ли оставлять девочку на второй год, как этого требует учитель?
  3. Родители характеризуют мальчика как подвижного, неуравновешенного. В группе он выполняет роль шута. Мама отмечает, что у ребенка плохая концентрация внимания, а бабушка рассказала случай, когда внук украл у матери часть зарплаты для того, чтобы купить сладости одногруппникам и тем самым завоевать их расположение. Мама пытается «держать в руках» мальчика, наказывает его за все проступки, бабушка постоянно заступается за внука. Кто из членов семьи прав в этой ситуации? Что можно посоветовать маме и бабушке ребенка?

Советы родителям

  1. Во своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Окрики возбуждают ребенка.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктом, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынке и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, отвлекающих его внимание. Цвет обоев должен быть успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо в комнате организовать спортивный уголок.
  13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
  14. Спокойствие родителей – лучший пример для ребенка!
свернуть

Игровые приёмы по совершествованию навыков словообразования у первоклассников

 

Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:

Ø           достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова);

Ø           устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)

 

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования

 

Словообразование существительных

1.     Игра «Назови ласково».

2.     Игра «Что для чего?» Дети отвечают на вопрос, где хранятся разные предметы ( хлеб - в хлебнице, сахар – сахарнице и т. д).

3.     Игра «Кто у кого?» В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

4.     Измени слово по аналогии:

 а) виноград - виноградина, горох- горошина, жемчуг - жемчужина;

б) глаз- глазик- глазище, куст- кустик- кустище и т. д.

5.     Назови профессии (по картинкам). Логопед предлагает детям ответить на вопросы: - Кто носит багаж? - Кто вставляет стекло? – Кто работает на кране? И т. д.

Словообразование глаголов

1.     Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Покажи картинку и назови, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла – вымыла, умывается – умылся, рисует – нарисовал, стирает – постирала.

2.     Добавь слово, обозначающее действие:

Птица в клетку (влетает), а из клетки (вылетает); машина к дому (подъезжает), а от дома (отъезжает) и т. д.

3.     Составь рассказ по картинкам на тему: «Путь из дома в школу». Слова для справок: вошел, дошел, подошел, вышел, перешел, взошел.

 

Словообразование прилагательных

1.     Игра «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»

2.     Игра «Правильно назови листья». Лист дуба – лист дубовый, лист осины – осиновый лист, лист березы - …

3.     Игра «Что из чего сделано?».

4.     Сравни предметы и закончи предложение.

Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще …

Дыня сладкая, а арбуз еще …

 

Работа над родственными словами

1.     Подбери слова родственники (тема «Зима»).

2.     Найди «лишнее» слово (боль, большой, больница; лес, лесник, лестница).

3.     Назови общую часть слов – «родственников» (зимушка, зимовать, зимний; печка, печник, испечь и т. д.).

 

Формирование словоизменения

1.     Игра «Один – много».

2.     Игра «Убираем Урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных). Составь предложение о том, как собирают разные овощи.

3.     Игра «Что без чего» (родительный падеж существительных). Посмотри на картинки и ответь на вопрос: «Что без чего?». Стул без ножки. Кастрюля без ручки. Платье без рукава и т. д.

4.     Игра «Кто чем управляет?» (творительный падеж существительных). Автобусом управляет водитель. Поездом управляет машинист и т. д.

5.     Игра «Кто где живет?» (предложный падеж). Собака живет в конуре. Белка живет в дупле. Ежик живет в гнезде и т. д.

6.     Игра «Исправь ошибки»: Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки.

свернуть

Игры на кухне

 

Уважаемые мамы!  Часто  у вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком?  Ведь работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил.     

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком и развития его речи.   Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено  — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно  потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.  Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел.

1.  Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук

Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например,  фасоль и  считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите  их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.

Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в  игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.

Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.

Макаронные изделия – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крышками.  Игры с крышками очень полезны  для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями.  Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа.  Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые  ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.  Поделки из него хранятся долго, ими  даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягкий комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.  Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,  затем Вы ему, и так до тех пор,  пока все не съедите.   Можно поиграть в сладкие,  кислые,  соленые,  горькие слова.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу,  а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает,  а воробей  . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

 «Чудесный мешочек».   Эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.

Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

«Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

Игры на развитие грамматического строя

«Приготовим сок»

Из яблок сок (яблочный).  Из груш,  из слив,  моркови,  лимона,  апельсина? И наоборот:  апельсиновый сок из чего?

«Один  и  много».  Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много. Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате.

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего  не  стало?»  Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных предметов  (4–7). Затем  просит  ребенка запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на окончания  в  словах.

«Я  внимательный».   

Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице), которые  видим, а еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.

Слушаем звуки.   Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов

«Путаница».  Жили-были  слова.  Однажды они веселились,  играли,  танцевали.  И не заметили,  что перепутались.  Помоги словам распутаться.

Слова:  босака (собака),

ловосы (волосы),

лекосо (колесо),

посаги (сапоги) и пр.

свернуть

Как воспитать у детей интерес к чтению

 

Советы для родителей

1.                 Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2.                 Прежде чем читать, уберите со стола отвлекающие предметы.

3.                 Если ребенок устал, дайте немного отдохнуть.

4.                 Хвалите ребенка за чтение.

5.                 До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

6.                 Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из не он узнал.

7.                 Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

8.                 Какие слова или выражения запомнились ему?

9.                 Спросите, чему учит книга.

10.            Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

 

Советы для детей

1.                 Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

2.                 Читай вслух выразительно- соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

3.                 Читай вслух бегло- произнося первый слог, смотри на второй.

4.                 Читай молча правильно, осознанно, соответствующей скоростью ( быстрее, чем вслух).

5.                 Те места, которые легко читать, читай быстрее.

6.                 Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

 

Советы для детей и родителей

1.                 При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

2.                 Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

3.                 Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

4.                 Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.

свернуть

Пальчики играют - речь развивают

 

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:

1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,

2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,

3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,

4. пальчиковый театр,

5. народные игры с ладошками.

Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей. 

Игры для развития мелкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика и массаж рук.

Сжимание и разжимание резиновой игрушки, катание в ладошках массажного мячика, грецкого ореха.

2. Рисунки из прищепок.

Многократное повторение движения сжимания и разжимания тренируют кончики пальцев рук. Оказывает тонизирующий массаж, желательно, чтобы ребёнок работал обеими руками.

3. Пластилиновые рисунки.

По листу картона равномерно распределять пластилин.

4. Счётные палочки или спички.

Выкладывание различных фигур, букв с помощью счётных палочек или спичек.

5. Рисунки на крупе.

На поднос тонким слоем насыпать манку, или другую крупу.

Предложить ребенку нарисовать пальчиком геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры.

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Нанизывать макароны на шнурок. Бусы можно покрасить аэрозольной краской из баллончика.

Эти игры хороши для развития осязания. Смешать разноцветную фасоль, горох и разбирать в отдельные ёмкости по цвету.

Вырезать из картона шаблон башмачка, отверстия проколоть дыроколом. Зашнуровывать его.

Разрезать цветную картинку из цветного журнала и предложить ребёнку собрать её.

10. Чудесный мешочек.

В непрозрачный мешок положить знакомые ребёнку предметы (мячик, кубик, расчёску, карандаш, ложку и др.) Ребёнок на ощупь должен определить, что это.

11. Рваные рисунки.

У ребёнка ещё развивается творческое воображение и целостное восприятие. Порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, затем наклеить их внутри контура предмета.

12. Игры с песком.

Здесь фантазия безгранична. Можно копать, пересыпать, закапывать, искать, строить (с водой, рисовать песком и на песке.

Ежедневно предлагайте своим детям такие занятия. 

Играйте и фантазируйте вместе со своими малышами!

свернуть

Причины ошибок на письме у учащихся начальных классов

Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык.  Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Многие исследователи отмечают, что речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков.

Грамотность ребенка складывается из трех основных блоков. Выделим эти аспекты. Первый из них — нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект — психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных! Хочется рассмотреть, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.

Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.
Что же можно сделать?

Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради учащегося и вовремя обратиться к нейропсихологам или дефектологам, чтобы своевременно и эффективно помочь ребенку.

Второе, не менее важное: не ждать, а искать помощи.

свернуть

Развитие связной речи у первоклассников

Без развитой речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Словарная работа включает в себя четыре направления:

1) обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

2) уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

3) активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой.

 

 

Требования к речи учащихся

Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания- вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование- точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства- такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Четвёртое требование- богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование- ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями".Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна(шестое требование).

Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа. И выразительность, и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов):ну, значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование)- её соответствие литературной норме.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Различают правильность грамматическую(образование морфологических форм, построение предложений),орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной- произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение совершенствовать культуру речи–обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Особенности речи ребенка, поступившего в первый класс

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции- овладевают научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Исследования показывают, что к 6 - 7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевает в должной мере речью в её планирующей, воздействующей, познавательной функции.

Помимо устных видов речевой деятельности- слушания и говорения, которыми дети, приходя в школу, уже в основном владеют, но которые требуют дальнейшего и всемерного совершенствования, ученики приступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности- чтению и письму, начинают осознанно пользоваться ими при изучении решительно всех других учебных предметов, при знакомстве с книгами и периодикой и т.д.

Обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя-помочь детям овладеть языковыми богатствами, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре.

Виды заданий с текстами, направленные на развитие речи учащихся:

- ответы на вопросы по тексту,

- работа над дополнением концовок текста,

- работа над лексическим значением слова,

- пересказ текста,

- озаглавливание,

- продолжение сказки.

Приведем примеры фрагментов уроков чтения с использованием заданий этого вида на различных этапах урока:

"Осень"

Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети пошли в лес.

В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. Ребята собирали сосновые и еловые шишки.

- Какое время года наступило?

- Куда пошли дети?

- А какой это был лес?

- Какие шишки собирали ребята?

 

"Игра в жмурки"

Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны.

Никого Женя догнать не может.

- Осторожно!- кричат ему. -- Лужа!

 

- В какую игру играли дети?

- Что делал Женя?

- О чем предупреждают дети, когда кричат Жене?

 

"Про ежа"

Ребята были в лесу.

Вдруг слышат: возле елочки кто- то шуршит. Там ежик!

Напала Жучка на ежика. Да не тут-то было! Наколола нос и отбежала на свое место.

- Кто был в лесу?

- Кого встретили ребята возле елочки?

- Кто напал на ежика?

- Что произошло с Жучкой?

Данные вопросы были направлены на углубление понимания содержания произведения, на обогащение словаря младших школьников. Ученики отвечали развернутыми и полными предложениями.

 

Обогащение словарного запаса учащегося - важнейшая задача школьного курса обучения грамоте. Поэтому мы использовали работу над лексическим значением слов и выражений при чтении текста. По первой теме:

- "кисти рябин"

- "горели кисти рябин"

По второй теме:

- "разбежались в разные стороны"

- уточняли значение слова "жмурки".

По третьей теме:

- "напала Жучка"

- "наколола нос".

- уточняли значение слова " шуршит".

Усвоение новых ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе, обогащает словарь младших школьников, помогает переносить большое количество из словаря пассивного в активный.

В начальной школе существенное значение имеет речевая активность детей.

Учителю и учащемуся следует стремиться: во - первых, к содержательности речи, те, говорить можно о том, что хорошо знаешь; во - вторых логичности, последовательности, четкости построения речи.

Учить детей выразительной речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, выбором слов, общим построением речи. Поэтому на каждом уроке мы предлагаем работу над выразительным чтением и пересказом текстов. Пересказывая текст не повторяем его слово в слово: изменяем предложения, вместо одних слов употребляем другие.

Текст 1:

Для лося нет преград. Он как ветер проносится сквозь заросли.

Лось питается зеленым листом, любит соль. Мальчики насыпали соли на пень.

Текст 2:

Моя Земля, моя страна - Россия. Мы посадим у дома сад. Будут у нас сливы и яблони. Красота! Рады будут все: и папа, и мама, и моя сестра.

Во время повторного чтения текстов дети читали выразительно, с правильной интонацией, выделяя голосом, нужные слова и выражения, а затем пересказывали их.

Речь развивается не только от заданий, но и от текстового материала в работе, в тексте используется работа по выявлению главной, основной мысли. Важно, чтобы дети поняли: тема - это то, о чем говорится в каком-нибудь тексте, то общее, общий смысл, который объединяет предложения в тексте.

С этой целью ученикам предложены задания по озаглавливанию и выбору заголовка к тексту.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить высказывание.

Поэтому мы используем работу над продолжением рассказа

 

Ударили первые морозы. Задумали ребята заливать каток.

Сбросили мальчики пальто и принялись за работу.

А Коля с коньками за деревом стоит.

Стоит и посматривает:

- Что- то долго вода не замерзает!

Он первым собрался на льду и прокатиться…

 

После чтения и анализа произведения дети дополняют концовку рассказа.

свернуть

Рекомендации родителям ребенка с ОПФР

 «Разные возможности – равные дети»

 

Пожалуйста, помните, что:

·                    "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

·                    Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

·                    Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

·                    "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

·                    У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

·                    Преодолевайте страх и отчаяние

·                    Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

·                    Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

·                    Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

·                    Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

·                    Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

·                     Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

·                    Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

·                    Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.

·                    Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

·                    Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости.  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.

·                    Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем.  И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

·                    Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

·                    Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

свернуть

Интернет-ресурсы: