РУ БЕ EN

Фильмы о Великой Отечественной войне, которые должен посмотреть каждый учащийся

Патриотическое воспитание обучающихся посредством использования кинофильмов о войне

     Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.

     В связи с обновлением представлений о содержании и формах патриотического воспитания интерес представляет инновационные формы, например использование средств мультимедиа. Однако наличие презентации (это уже элементарное требование) не означает наличия новой формы. Если мультимедиа средство представляет не только иллюстративный материал, а является средством воспитания, то вокруг этого средства может родиться новая форма. Например: небольшой (но очень яркий) фрагмент художественного фильма могут и должны использоваться педагогом как форма патриотического воспитания. Это возможно при условии, что субъект воспитания подготовит методическое сопровождение использования данного средства: вопросы для дискуссии (до просмотра), алгоритм обсуждения (после просмотра), форму рефлексии в конце взаимодействия. Для рефлексии в данном случае лучше использовать методику недописанного предложения: "Этот фильм заставил меня задуматься о том, что наши предки…", "Сегодня я впервые узнал …" и т.д.).

     К сожалению, молодое поколение людей все меньше знает о событиях военного времени. Данная проблема может быть объяснима, так как современные старшеклассники родились и выросли в период смены ценностных координат общества, и прежние символы патриотизма и гражданской идентичности утратили свое значение, или ушли в тень. Поэтому, современный педагог должен и даже обязан содействовать сохранению исторической памяти о страницах Великой Отечественной войны – это одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания детей. В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма и гражданственности. По приказу ни разлюбить, ни полюбить Родину невозможно. Для современной молодежи характерна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учебе, труду, агрессивность или апатия, антипатриотические настроения. Изменения в мотивации современных детей – показатель ухудшения нравственного и психического здоровья всего общества.

     Великая Отечественная война — одна из самых значимых и трагических страниц в истории Беларуси. Небывалая по своим масштабам и ожесточенности битва советского народа против немецко-фашистских захватчиков обернулась для нашей страны тяжелейшим испытанием. Однако белорусский народ достойно выдержал этот удар, отстояв перед врагом свое право на жизнь.

     Великая Отечественная война принципиально отличалась от всех войн человечества тем, что стратегия фашизма стремились к тотальному уничтожению народов, которые, по «мнению победителя» считались неполноценными. Беспрецедентным в истории человечества являлся генеральный план «Ост», по которому фашисты должны были уничтожить русский народ, «чтобы он не был больше в состоянии помешать установить немецкое господство в Европе». Это была смертельная опасность для всего советского народа. Поэтому Великая Победа над фашизмом явилась событием всемирно-исторического значения и оказала глубочайшее воздействие на весь ход мирового развития.

     Воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности кино.

     Кинофильмы должны использоваться педагогами, в качестве материала для воспитательной работы и, пожалуй, не будет ошибочным утверждение, что продукцию кинематографа учителя оценивают именно с точки зрения возможности ее использования в воспитательных целях. Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди киноситуаций есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах.

     Хочется верить, что дети сами начнут понимать и осознавать духовную силу военной истории посредством кинофильмов о наших прадедах, сражавшихся на фронте и в тылу, тех, кто в лихие годы, в неимоверных трудностях, в холоде и голоде, в крови и ужасах войны выстояли и победили.

Теперь можно привести список художественных фильмов о войне, которые рекомендуются для просмотра учащимися, потому что эти фильмы о смелости и отваге советских детей в годы Великой Отечественной войны.