ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ
Рекомендации для учителя по повышению учебной мотивации учащихся
1. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
2. При обучении необходимо учитывать возможности, интересы и потребности детей.
3. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет значительного успеха, то внутренняя мотивация будет расти.
4. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
5. Отмечайте достижения ребенка.
6. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Постоянные неудачи снижают мотивацию, вызывают безразличие к деятельности.
7. Для школьников очень важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Преподносите содержание учебного материала интересно. Избегайте однообразия, меняйте виды деятельности.
10. Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
11. Не забывайте про рефлексию: через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
12. Включите учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
13. Используйте стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
14. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
Рекомендации родителям по формированию и развитию у учащихся положительного отношения к учению (учебной мотивации)
1. Демонстрируйте положительное отношение к школе, подчеркивайте важность обучения. Обсудите с вашим ребенком значение и необходимость школы и образования. До определенного возраста мнение родителей для ребенка является приоритетным и формирует его собственные установки. Поэтому, как бы вы не относились к школьному образованию, негативные высказывания и критика в адрес школы формирует у ребенка пренебрежительное отношение к учению.
2. Не позволяйте без уважительной причины пропускать уроки, опаздывать в школу. Если пропуски и опоздания без уважительной причины с разрешения мамы становятся нормой, ребенок начинает считать посещение школы необязательным, подсознательно снимает с себя ответственность и нарушения дисциплины становятся разрешенной привычкой.
3. Хвалите своего ребенка чаще, чем ругайте. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
4. Все достижения ребёнка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполнения работы.
5. Стараться не допускать критики своего ребенка в присутствии других людей, даже родственников, невыгодных для ребёнка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить об успехах и достоинствах своего ребёнка в присутствии других людей, особенно учителей, родителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребёнка должны быть позитивными.
6. Всегда интересуйтесь делами, учёбой, настроением вашего ребенка, спрашивайте его ежедневно, как прошел день в школе.
7. Поговорите с учителями о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе. Отзывайтесь об учителе уважительно в присутствии ребенка и его друзей. Даже если у вас есть вопросы или претензии, обсудите их с учителем лично, но не с ребенком.
8. Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
9. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
10. Поддерживайте ребенка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания. Любите ребенка.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. Тревожным детям свойственна невысокая самооценка. Часто встречаются ситуации, когда тревожный ребенок демонстрирует вызывающее или агрессивное поведение, и тогда взрослые восклицают: «Какой же он тревожный, он неуправляемый, мы сами от него тревожные!». В данном случае, если у ребенка с подобным поведением выявлена высокая тревожность, можно говорить о включении защитных механизмов, через подобное поведение ребенок компенсирует неуверенность в себе, недолюбленность (привлечение внимания) или чувство ущербности. Понимайте это!
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Вот еще несколько советов по снижению тревожности:
1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности. Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты это сделал лучше, чем вчера и т.д.).
2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно читает, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в классе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.