Беларусь: инклюзивное образование и требования к компетенциям учителей по осуществлению инклюзивной педагогической деятельности
Автор: Жук О.Л.
Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике.
Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.) в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребёнка и создания в учреждения образования благоприятной атмосферы для более эффективной самореализации обучающихся.
В настоящее время базой для развития в Беларуси инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования. Целью специального образования является улучшение качества жизни детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), их успешная адаптация к условиям социальной среды. Одним из эффективных путей достижения указанной цели выступает организация интегрированного обучения и воспитания школьников в общеобразовательной средней школе. С 1995 года в республике осуществляется целенаправленная работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, их включению в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, социально-культурную, спортивную, творческую деятельность.
Сегодня в республике создана необходимая нормативно-правовая и учебно-методическая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию: 1) Кодекс Республики Беларусь об образовании; 2) образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования), утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60; 3) инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136; 4) учебные планы специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 287.
Под интегрированным обучением и воспитанием понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляются совместно в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право реализовывать образовательную деятельность. Интегрированное обучение и воспитание в общеобразовательных средних школах осуществляется в специальных классах и классах интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание представляет собой целенаправленный двусторонний процесс, в ходе которого, с одной стороны, ребенок с ОПФР совместно с родителями и специалистами готовится к совместному обучению со сверстниками, не имеющими таких особенностей, адаптируется к образовательному процессу школы. С другой стороны, школа и педагогический коллектив проводят подготовительную работу по принятию детей с ОПФР, создают специальные условия для их обучения и воспитания.
За последнее десятилетие в Беларуси интегрированное обучение и воспитание стало более востребованным для обучающихся с ОПФР и их родителей. Если в 1996 году в условиях образовательной интеграции обучалось менее 1% детей с ограниченными возможностями, то в 2011 году - более 62%. Развитие интегрированного обучения и воспитания обусловило сокращение количества специальных школ-интернатов по сравнению с 1995 годом на 37 специальных учреждений интернатного типа. Целенаправленная и системная работа педагогического коллектива школы, родителей и членов семей учащихся позволяет преодолеть социальную изоляцию детей с ОПФР, гармонизировать отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Сказанное выше позволяет рассматривать систему интегрированного обучения и воспитания как этап в становлении инклюзивного образования, а инклюзивное образование - как следующую ступень в развитии системы специального образования Республики Беларусь. В Республике Беларусь разрабатывается правовая база для инклюзивного образования. Предусмотрена разработка концепции инклюзивного учебника, который бы учитывал дифференцированные потребности разных детей и мог быть использован в условиях совместного обучения. Планируется создание на базе учреждений специального образования ресурсных центров, обеспечивающих разработку необходимого учебно-методического обеспечения и подготовку (переподготовку) педагогов для инклюзивной деятельности. Идет процесс совершенствования подготовки педагогических кадров, по созданию безбарьерной среды и др., которые будут содействовать развитию инклюзивных процессов в образовании. Таким образом, в образовательной сфере Республики Беларусь созданы специальные условия, соответствующие международным требованиям развития инклюзивного образования.