РУ БЕ EN

Консультации

 

Консультация для родителей и педагогов
Тема: «С дипломом - в безработные?»


Как показывает статистика, практически половина официально зарегистрированных в Беларуси безработных имеет возраст от 16 до 29 лет. По мнению специалистов Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи, во многом это объясняется выбором профессии без учета реальной картины, складывающейся на рынке труда.

Социологический опрос, проведенный Республиканским центром профессиональной ориентации молодежи среди учеников 11 классов, принес довольно предсказуемые результаты. Как и в прежние годы, подавляющее большинство выпускников средней школы были настроены продолжить обучение в вузах. Престижными для абитуриентов как средне-специальных, так и высших учебных заведений остаются правоведение, экономика и управление на предприятии, программное обеспечение информационных технологий, коммерческая деятельность, банковское дело, техническая эксплуатация автомобилей. Зачастую представления об удачной карьере и обеспеченной жизни связаны с наглядными примерами знакомых и соседей. Такие профессии, как экономист или юрист у многих абитуриентов и их родителей ассоциируются с высокой зарплатой и комфортными условиями работы. Проблема заключается в следующем: перечисленные выше специальности не востребованы на рынке труда уже сейчас.
Наибольшей популярностью пользуется непроизводственная сфера.
Многие выпускники покидают школу, не имея четкого представления о возможности будущего трудоустройства. Как показывают исследования, каждый четвертый выпускник не знает, какие профессии пользуются спросом в данный момент, почти каждый третий не знаком с проблемами безработицы среди молодежи и почти половина респондентов не понимают, чем они обусловлены.
Неизменно востребованными нанимателями являются ІT-специалисты, инженеры, логисты, химики, представители медицинских профессий, учителя, а также представители рабочих специальностей, каменщики, водители автомобилей, сварщики, маляры, плотники, штукатуры, электрики, облицовщики, кровельщики. Число свободных рабочих мест значительно превышает численность безработных этих профессий, состоящих на учете в службе занятости. Не должно возникать особых трудностей с поиском рабочего места у медицинских сестер, фармацевтов, провизоров, мастеров и прорабов, так как спрос на таких специалистов в данное время заметно превысил число безработных этих специальностей.

 

Консультация для учащегося
 
Тема: «Выбор профессии»
 

Интерес – это особое отношение к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать».
Склонность – нечто большее, чем просто интерес. Одно дело – любить смотреть спектакли или слушать музыку, другое – заниматься в драматическом кружке, овладевать техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только чисто познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного времени, и определяются выражением «хочу делать».
Вам предстоит сделать выбор: из множества профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.
В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед семьей, людьми, обществом и т.д.
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
Первое, что надо решить, - это какой путь избрать. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел (Я-хочу). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора – учесть свои возможности (Я-могу):

  • интересы, склонности;
  • успехи в учебе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

  • знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов;
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;
  • учете материальных условий семьи;
  • учете ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс. Окончательное решение предстоит приять вам самим.

Ошибки при выборе профессии:
  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях;
  • неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
  • незнание пути получения профессии;
  • неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
  • перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
  • отождествление школьного учебного предмета с профессией;
  • устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Рекомендации по выбору профессии
  • Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать нужно самостоятельно.
  • Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сорентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

gif-maker-prof

Интернет-ресурсы: